Goto Top

Средний класс в России — это межклассовая категория, сочетающая признаки нескольких классов. Он стал узлом социальных противоречий

Средний класс в России — это межклассовая категория, сочетающая признаки нескольких классов. Он стал узлом социальных противоречий
Варлен Колбановский
14 июля 2015

Центр изучения кризисного общества продолжает  проект «СОЦИС: постсоветская Россия в зеркале социологии», цель которого — собрать из множества кусочков по возможности целостную картину российского общества, увиденного глазами социологов. Такими ценными кусочками стали для нас статьи за 25 лет из главного журнала российской социологии — СОЦИСа. Мы делаем выжимки из этих статей с основными выводами социологов. Надеемся, эта серия публикаций поможет каждому из нас отбросить эмоции и трезво взглянуть на общество, в котором все мы живем, узнать его, оценить произошедшие с нами перемены — и только после этого делать выводы и искать выходы. Мы начинаем с социологических материалов последних лет, а затем будем постепенно уходить вглубь.

 

В.В.Колбановский. Средний класс — социальная реальность, «класс на бумаге» или «обман трудящихся»? // СОЦИС, 2013, №2. (Фрагменты)

Варлен Викторович КОЛБАНОВСКИЙ — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

 

Что следует понимать под «средним классом»? Каковы критерии его образования? Выдвигаются два «ресурсных» критерия — материальный — уровень дохода и потребления (экономический капитал) и образовательный (человеческий капитал). Достаточно ли этих критериев для характеристики среднего класса?

Т. Заславская считает, что «средний класс» сложился у нас в канун и в процессе «перестройки»: «Движущей силой революционной волны был “средний класс” советского общества, представленный хорошо образованной, квалифицированной, но социально и политически ущемленной и не удовлетворенной своим положением интеллигенцией» (2007).

Реформы начала 1990‑х гг. нанесли удар по всем слоям населения, но особенно ощутимо и болезненно по зародышам и структурам нарождающегося среднего класса. Они «опустили» значительную часть интеллигенции и высококвалифицированных рабочих к черте бедности, понизили долю среднего класса во всем населении до 6–9%.

Можно выделить следующие качественные характеристики среднего слоя:

Его «особость». Т. Заславская отмечает: он, с одной стороны имеет некоторые ресурсы для свободной инновационной деятельности, а с другой может рассматриваться как массовый. Сочетанием таких качеств не может похвалиться ни один другой слой. В. Радаев отмечает, что в сфере инноваций активность этого слоя в несколько раз превышает активность массовых слоев.

Латентный конфликт с крупной бюрократией и крупным капиталом.

Негомогенность. «Выделенный по каким бы то ни было признакам реальный или потенциальный средний класс не представляет собой какого‑либо единого социального образования. Это всего лишь масса не особенно богатых и не особенно бедных людей и групп, глубоко дифференцированная в экономическом, социальном, культурном и психологическом отношениях» [Дилигенский, 2002].

Асоциальность, разобщенность, инертность.

Эти качественные характеристики были выделены 5–10 лет назад. К настоящему времени у многих представителей среднего класса они еще частично сохранились, но частично уже изменились.

Возрос ресурс среднего класса; возросла его массовость; обострился его латентный конфликт с господствующими «верхами» и стал принимать открытые формы; все более отчетливо проявляется его негомогенность, многослойность и двойственность; в определенной степени снижается его асоциальность, разобщенность, инертность и возникают противоположные им тенденции самоорганизации и самозащиты.

 

Социально-критический подход подвергает сомнению само онтологическое существование, саму реальность среднего класса… Такого самостоятельного «класса для себя» в России еще нет. Есть и возрастает «средний потребительский слой»,

 

и можно надеяться, что постепенно появятся условия для формирования среднего класса и его следствия — гражданского общества.

Но зимой-весной 2011–2012 гг. состоялось эмпирическое явление среднего класса социологам. Это высшие слои «бурлили» на митингах в Москве и Санкт-Петербурге, средние и низшие — по городам и весям нашей страны. Средний класс проявил себя как социальная и политическая реальность, но при этом не одномерная, а достаточно сложная и противоречивая.

Он активно проявляет себя, как авангард революционного движения против «бюрократического абсолютизма» в 1985–1991 гг. Это революционное движение, этот подъем среднего класса были преданы и проданы в 1991–1993 гг. нарождающейся крупной буржуазией и ее политическими представителями — ваучерными приватизаторами, которые именовали себя демократами, клялись демократией, но открыли шлюзы самому «дикому», грабительскому, компрадорскому капитализму.

Истекшие 25 лет были процессами классораспада, более того деклассирования и деградации тех классов, которые существовали в советский период: рабочий класс сократился количественно … и резко снизился качественно (пятикратное снижение высоких квалификаций); интеллигенция резко уменьшилась количественно и снизилась качественно, … крестьянство подверглось дальнейшему «раскрестьяниванию» и пауперизации.

 

Это делает средний класс узлом социальных противоречий, а его самого воплощенным социальным противоречием…

 

Понятие «средний класс» не отвечает строгим объективным и субъективным критериям класса. Это — социальная реальность, но реальность особого порядка. Средний класс можно определить как межклассовую категорию, сочетающую признаки нескольких разнородных классов.

Когнитариат — это коллективный интеллектуальный работник. Если капитал применял и «высасывал» физическую силу пролетариата, то теперь он применяет и «высасывает» интеллектуальную силу когнитариата, его человеческие капиталы, но на этом и кончается сходство. Появление когнитариата означает глубочайшее изменение в содержании, характере и организации труда.

Когнитариат — это еще не весь средний класс, но уже значительная и наиболее креативная, наиболее растущая и наиболее востребованная его часть, причем такая часть, которая своими социальными корнями уходит и в интеллигенцию, и в рабочий класс.

 

JoomShaper