Goto Top

Превращение образования в услугу, в часть сферы потребления — одна из самых болезненных проблем для российского общества

Превращение образования в услугу, в часть сферы потребления — одна из самых болезненных проблем для российского общества
Темыр Хагуров, Андрей Остапенко
6 июля 2015

Центр изучения кризисного общества продолжает  проект «СОЦИС: постсоветская Россия в зеркале социологии», цель которого — собрать из множества кусочков по возможности целостную картину российского общества, увиденного глазами социологов. Такими ценными кусочками стали для нас статьи за 25 лет из главного журнала российской социологии — СОЦИСа. Мы делаем выжимки из этих статей с основными выводами социологов. Надеемся, эта серия публикаций поможет каждому из нас отбросить эмоции и трезво взглянуть на общество, в котором все мы живем, узнать его, оценить произошедшие с нами перемены — и только после этого делать выводы и искать выходы. Мы начинаем с социологических материалов последних лет, а затем будем постепенно уходить вглубь.

 

Реформа образования глазами учителей и преподавателей // СОЦИС, 2014, №11. (Фрагменты) 

Темыр Айтечьевич ХАГУРОВ— доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН; Андрей Александрович ОСТАПЕНКО — доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета.

 

Премьер-министр Д.А. Медведев перед Госдумой РФ 17 апреля 2013 г. позитивно оценил «результаты модернизации» образования и деятельность руководства Министерства образования. Ниже представлены итоги и размышления над результатами исследования, проведенного авторами осенью 2011 г.

В число респондентов вошли учителя и преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования 41 региона России. Метод — почтовое анкетирование. Основная часть опрошенных — люди среднего и старшего возраста (78,8%), с большим стажем работы в образовании (от 6 до 10 лет 12,5%, от 11 до 20 лет — 25%, свыше 20 лет — 50,7%). Имеют высшее образование 72%, научную степень — 19%. Большинство респондентов — школьные педагоги (68%), в общем массиве респондентов преобладают женщины (83%).

Результаты двадцатилетнего периода реформирования образования 80% оценивают в терминах «кризис» и «упадок». Оценивая состояние образования, 63% педагогов указали на снижение его качества и лишь 13% — на некоторое улучшение.

 

Исторический опыт российского образования глубоко противоположен идеологии сервиса. Поэтому проблема превращения образования в услугу и отнесение его к сфере потребления — один из наиболее болезненных моментов для российского общества.

 

Понимание качества образования в «идеологии служения» и в «идеологии сервиса» принципиально различаются. Ведь в первом случае речь идет о воспитании личности в целом, во втором — о развитии отдельных функций человека.

Переход на двухуровневую модель высшего образования бурно обсуждался сообществом высшей школы, выявив острые противоречия во мнениях относительно его целесообразности. Наиболее ярким их выражением стала полемика В.А. Садовничего с тогдашним министром образования В.М. Филипповым. С тех пор прошло почти десять лет, но ответы преподавателей показывают, что противоречия никуда не исчезли. Но совокупное число противников двухуровневой модели почти в три раза больше числа ее сторонников (32% против 12). Очевидные минусы этой модели («недоподготовленность» бакалавров и ограниченное число мест в магистратуре), по‑видимому, перевешивают возможные плюсы.

Первое, что тревожит большинство педагогов, — это материальное бедствование и падение престижа профессии.

 

Нищета и социальное аутсайдерство становятся атрибутами педагогической профессии.

 

Следующее по значимости — это политика Минобрнауки РФ и существующая отчетность. Сегодня в деятельности образовательных учреждений всех уровней начинают отчетливо проступать черты форм, отрицающих свое содержание.

Проблема нравственности учащихся отражает результаты «культурной революции» 1990‑х гг. Сегодня в школу и вузы идут дети «детей перестройки» и «лихих 90‑х», дети «поколения пепси». Культурный регресс, сопровождаемый «игрой на понижение» центральных СМИ, приносит свои плоды.

Огромный потенциал советского образования, позволивший нищей безграмотной стране (1920‑е гг.) превратиться в мощнейшую научную и промышленную державу (к 1940‑м), завоевать первенство в космосе и занимать 30% мирового рынка высокотехнологичной продукции (против 1,5% у РФ), сегодня безжалостно уничтожается под лозунгами «модернизации» и «реформирования».

 

JoomShaper