Goto Top
  • Обществознание, урок 11-й: структура общества, поколение, народ

    4 июня 2014

    С точки зрения социологии поколения формируются не биологически, посредством «рождения детей» в один и тот же год, а в ответ на социальную и культурную обстановку в момент быстрой социализации в юношеском возрасте. Социологи используют поколение в качестве фактора, с помощью которого можно предсказывать будущее поведение больших масс людей. Понятие поколения исключительно важно для обществоведения. Сейчас на арену вышло первое постсоветское поколение, во многом нам неведомое.

  • Обществознание, урок 10-й: социальное неравенство

    Центр изучения кризисного общества, Сергей Кара-Мурза
    26 мая 2014

    Учебник дает немыслимое объяснение, чем плоха массовая бедность. Вот так — в подростках воспитывают не чувство справедливости и сострадания, а страх перед обездоленными. «Бедные могут выйти на улицы протестовать! Бедные могут начать вооруженную борьбу», какой ужас. Каков регресс русской культуры!

  • Обществознание, урок 9-й: сфера услуг и дух коммерции

    19 мая 2014

    Адам Смит предупреждал, что предприниматель – фигура антисоциальная, и он должен жестко контролироваться государством и обществом. Национальная беда России как раз в том, что созданное в 1990-е годы сословие частных предпринимателей не было сразу зажато в рамки жесткой этики и закона – оно формировалось в обстановке этического нигилизма.

  • Обществознание, урок 8-й: экономика и не только

    25 апреля 2014

    Буржуазное общество создало целую индустрию производства потребностей на экспорт. Стоило бы рассказать эту историю в учебнике — Россия сейчас объект экспорта потребностей.

  • Обществознание, урок 7-й: наука и религия

    10 апреля 2014

    Наука дает человеку не картину мира, а научную картину мира. В ней нет добра и зла. Человек не может обойтись только научным знанием — ему нужны и другие картины мира (религиозная, философская, эстетическая). Сказано также: «Большинство настоящих ученых — люди с высокими моральными принципами». Про высокие моральные принципы — вообще непонятно, откуда этот миф взялся. Почему они должны быть?

  • Обществознание, урок 6-й: мораль, патриотизм, образование

    Центр изучения кризисного общества, Сергей Кара-Мурза
    28 марта 2014

    Ученикам сообщаются признаки ответственного гражданина: он «живет интересами России, предан ей, чувствует ее радости и боли». Но разве в учебнике сказано, что Россия расколота по интересам и нравственным ценностям? Нет, не сказано — а ученики-то это знают! Так интересами какой части России должен жить подросток, как ему определиться?

  • Обществознание, урок 5-й: сфера духовной жизни

    25 марта 2014

    В учебнике сказано: «Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий». Это дезориентирует учеников — «созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры» заняты не работники 7–8 профессий, а все люди, до одного. Это — всеобщий общественный труд.

  • Обществознание, урок 4-й: общество XXI века

    17 марта 2014

    Вывод, трагический для современной цивилизации: смерть субъекта. Исчезновение социальных акторов, то есть коллективных субъектов общественных процессов! Это совершенно новое состояние социального бытия, мы к этому не готовы ни интеллектуально, ни духовно, а осваивать эту новую реальность надо срочно. Где тут ускорение общественного развития, которое провозглашают авторы учебника?

  • Обществознание, урок 3-й: эволюция и революция в общественном развитии

    7 марта 2014

    Господа авторы учебника, оглянитесь вокруг себя! Неужели вы всерьез верите, что хлеб и водка с огурцом, тарелка и скатерть, ботинки и штаны, книги и скрипка, — «созданы не ранее середины прошлого века»? В начале ХХ века на Западе был болезненный всплеск фетишизма по отношению к новой технике. Но ведь там это быстро прошло! А что у нас?

  • Обществознание, урок 2-й: об обществе и «ступенях» его развития

    27 февраля 2014

    Классификация обществ по формационному признаку ошибочно, это продукт евроцентризма, который в ХIХ в. был метаидеологией Запада. Традиционное и индустриальное общества уже в ХIХ в. различались не средствами производства, а культурой. Широкое исследование традиционных обществ началось в 1940–1950-е. Почему для учебников берут устаревшие представления через 60–70 лет после классических исследований?

  • Обществознание, урок 1-й: что за общество изучают на уроках обществоведения?

    20 февраля 2014

    Термины и понятия берутся из западной литературы и используются, не предупреждая учеников и учителей о том, что в разных культурах им придаются разные смыслы. Что же касается России, в том числе постсоветской, применение чужих понятий без тщательного «перевода» на русский язык делает очень большое число утверждений учебника ложными.

JoomShaper