Goto Top


Обществознание, урок 7-й: наука и религия

10 апреля 2014

 

Продолжаем вместе с Сергеем Кара-Мурзой читать школьный учебник по обществознанию. Напомним, во время одного из семинаров Центра, посвященного кризису обществоведения в постсоветской России, кто-то заметил, что стоило бы подвергнуть критическому анализу школьные учебники обществознания: они пишутся более понятно и просто, чем труды академиков, их читает множество учителей и учеников, возникает, пусть неявно, какая-то дискуссия. Для начала это — хороший учебный материал.

«Я по семейным обстоятельствам внимательно изучил один учебник, и, кажется, могу начать этот экспериментальный проект. Очень не хочу обидеть авторов учебника — критиковать несравненно легче, чем самому писать такую книгу. Постараюсь выразиться ясно — и не сорваться в болото занудливых придирок.

В общем, сформулирую замечания к учебнику «Обществознание» (8-й класс общеобразовательных учреждений). Выпущен издательством «Просвещение» в 2012 году (3-е издание) под грифом Российской академии наук и Российской академии образования в серии «Академический школьный учебник». Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Руководитель авторского коллектива Л. Н. Боголюбов, академик РАО».

                                                                                                                                                        Сергей Кара-Мурза



13. Очередной параграф учебника — «Наука в современном обществе»

Начинается так: «Что такое наука? Вы уже знакомы со структурой духовной сферы общества. Одним из ее элементов является наука. Она возникла на заре истории человечества и существует и развивается вместе с развитием общества и человека… В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами».

Все это никуда не годится. Эти утверждения противоречат действительности и создают у школьников ложные представления о науке.



Банальный факт, что наука является одним из элементов духовной сферы общества, нисколько не отвечает на вопрос «Что такое наука?» Все виды деятельности человека — элементы духовной сферы. И что из этого?

Сказать, что наука «возникла на заре истории человечества» — нонсенс! Некоторые предпосылки протонауки сложились в античности (теоретизирование у древних греков), ценные кирпичики в будущее здание были созданы схоластами, затем в период Возрождения. Но наука буквально родилась в ходе Научной революции ХVII века в Западной Европе, и это был разрыв непрерывности в развитии познания и мышления.

Возник особый способ познания («научный метод»), свободный от влияния нравственных ценностей — метод получения беспристрастного (объективного) знания. Он сразу же стал создавать технологии и заложил важную основу Промышленной революции (а параллельно и Просвещения, из которого выросла Великая французская революция).

Этот раздел исключительно важен для обществознания, поскольку Научная революция — это часть системы из четырех революций, которые породили современный Запад. При том невежестве, которое сейчас царит у нас в отношении науки, мы не поймем Запада и не поймем, что такое модернизация. В этом случае перспективы у нас будут плачевны — мы станет «Верхней Вольтой без ракет».

Дальше в параграфе следуют и другие подобные суждения.

Вот, говорится: «С конца XX в. наука выступает в качестве общественной силы». Почему «с конца XX в.»? Невозможно придумать мало-мальски разумный довод. Уж если считать, что наука возникла на заре истории человечества, то именно тогда она и стала общественной силой — уже в лице сословия жрецов и прорицателей. Никакого смысла нет в утверждении о ХХ веке. Уже в ХVII веке от науки ответвилось научное обществоведение, а далее — идеология, ставшая мощным инструментом господства. Наука отодвинула церковь как главный экспертный институт, и в ХIХ веке ученые стали «новым священничеством» Запада, а их «епископы» составили важный сектор властной элиты. 

Еще небольшие замечания. Сказано: «Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она дает человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя ее детали».

Первая фраза банальна — образование, основанное на науке, охватило весь мир (хотя в некоторых странах реформаторы добились выдающегося регресса).

Вторая фраза содержит важное умолчание. Наука дает человеку не картину мира, а научную картину мира. Она человеку недостаточна, т.к. в ней нет добра и зла. Человек не может обойтись только научным знанием — ему нужны и другие картины мира (религиозная, философская, эстетическая).


Сказано также: «Настоящими учеными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них — люди с высокими моральными принципами».

Что значит «настоящие ученые»? Причем здесь «успехи»? Наука — всеобщий труд, все ученые ощущают себя рабочими муравьями, нобелевские лауреаты — лишь особый отряд муравьев. А про «высокие моральные принципы» — вообще непонятно, откуда этот миф взялся. Почему они должны быть? Как изучение какой-нибудь инфузории или частицы прибавит ученому нравственности? У него есть свой профессиональный этос, и его нарушения жестоко караются, а вне своей работы — ничто человеческое ему не чуждо.

Дополнительный довод неудачен: «Достаточно вспомнить академика А.Д. Сахарова, чье имя отождествляется не только со смелыми научными открытиями, но и столь же смелыми выступлениями против произвола и несправедливости».

Скорее всего насчет «смелых выступлений против произвола и несправедливости» автор учебника не в курсе дела. Небывалый произвол и несправедливость, которую переживает большая часть населения России, — в существенной мере продукт «смелых выступлений» А.Д. Сахарова. Лучше бы это забыть и не ворошить в школьных учебниках.


14. Следующий раздел посвящен религии

В качестве определения сказано: «Религия — одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся еще в глубокой древности».

С этим невозможно согласиться. Культура — это то, что создал человек. А религия (вначале религиозное чувство) — это особая способность человека, подобная сознанию. С развитием культуры человек оформлял религию, уже пользуясь инструментами культуры — составлял тексты, создал музыкальные инструменты, изобрел ритуалы и построил храмы. Но в момент превращения обезьяны в человека ему был дан «естественный религиозный орган» — религиозное сознание и чувство, особый взгляд на мир. Это свойство человека не пропадает, даже если он атеист. Оно слабеет под давлением образа жизни и культуры, меняет формы проявления, возможно даже, исчезнет (хотя это маловероятно) — и тогда он перестанет быть человеком. Кто-то мечтает о таком сверхчеловеке, но, скорее всего, люди успеют его удавить.

Далее сказано: «Роль религии в жизни общества. Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций». Но это — второстепенная роль религии. В обществознании надо же объяснить ученикам сначала главное. Для человека религия важна тем, что она дает ему надежду на вечную жизнь его душе, одной и неповторимой. Эта надежда позволяет человеку примириться с неизбежной смертью.

У животных, не имеющих разума, этой проблемы нет, а человек без религии не смог бы жить — сознание измучило бы его до помешательства. А значит, не возникло бы и общества. Религия, успокоив душу отдельного человека, создала общество. Лишь постепенно, с помощью науки и философии человек примирился с мыслями о смерти, да и то многие тайком надеются, что «есть что-то там».

Далее о религии говорят, как о полиции нравов:


«Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определенные правила, выполнять установленные религиозные действия (например, молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях).

Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе. Таковы, например, библейские заповеди («не убий», «не укради» и т. п.), моральные принципы ислама, буддизма».

В СССР общество было в основном неверующее, но такой профанации не допускалось. Наш «тоталитарный режим» был гораздо более тактичным.

Далее идет мещански-прагматическая сентенция: «Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности».

Какое упрощение! Религия — это арена войны со злом (дьяволом). Это война непримиримая и сложная, дьявол хитро прячется. Поэтому религиозные войны были и остаются войнами без «доброты, милосердия, умеренности» — это и есть их положительные качества.

Неужели авторы учебника не знают о Крестовых походах, о Реформации, которая унесла 2/3 жизней в зоне религиозных столкновений, о кострах, на которых в Европе сожгли миллион ведьм? Учебник представляет подросткам жизнь общества как что-то похожее на сладкую манную кашу. Школа сдвинулась к методам социализации, дающим выпускникам ложную картину мира!

Сергей Кара-Мурза

Продолжение: урок 8-й

JoomShaper